Актуальное для двух сверхдержав — СССР и США — разделение парка истребителей на тяжёлые и лёгкие машины наиболее ярко было проявлено в парах Су-27 / МиГ-29 и F-15 / F-16. В силу известных причин в Российской Федерации линейка «МиГов» развивалась с отставанием от продукции, выпускаемой под маркой «Су». На этом фоне одноместные и двухместные Су-27 стали расходиться по разным нишам. Семейство Су-30 перестало оставаться просто учебно-боевой версией Су-27. Сначала машина освоила специальность дальнего перехвата и воздушного командного пункта, затем стала многоцелевой, с возможностью «работать» по наземным и морским целям. В версии Су-30МКИ тяжёлый истребитель, помимо открытой архитектуры БРЭО, обрёл сверманёвренность. В версии Су-30СМ машина стала настолько существенно отличаться от своего одноместного современника Су-35 по составу систем, что их «родство», пожалуй, больше всего прослеживалось во внешности. Реализация проекта Су-30СМ2 должна позволить решить две задачи: с одной стороны, повысить боевые возможности двухместной машины, а с другой — увеличить степень унификации двух основных истребителей поколения 4++.
Становление семейства Су-30
ОКБ П.О. Сухого приступило к испытаниям системы дозаправки в воздухе на самолёте Т10У-2 в начале 1986 года. К началу следующего года повышенный интерес к этим работам проявили военные: командование войск ПВО высказало пожелание получить на вооружение специальную модификацию самолёта Су-27УБ для использования в качестве дальнего перехватчика и воздушного командного пункта. Доработку двух опытных самолётов выполнил Иркутский авиационный завод. В октябре 1990 года появилось решение: с 1992 года вместо учебно-боевых самолётов Су-27УБ производить истребители Су-27УБП (Су-30). Однако из 10 самолётов установочной партии в ВВС России попало всего пять машин, которые в 1994—1996 годах поступили в 58 ГвИАП 148-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава Авиации Войск ПВО (Саваслейка, Нижегородская область). После расформирования полка в 2002 году все пять самолётов передали 4 Государственному центру подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны России в Липецке. Царивший в стране бардак 1990-х годов вынудил искать зарубежных заказчиков. Результатом этих работ стало появление многофункционального самолёта Су-30МКИ для ВВС Индии. Ключевыми решениями стала открытая архитектура бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ).
На основе этой модификации был создан вариант Су-30СМ для российских Воздушно-космических сил. В марте 2012 года Министерство обороны РФ и Корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку 30 самолётов Су-30СМ. 21 сентября опытный экземпляр впервые поднялся в небо, а уже 22 ноября Корпорация «Иркут» передала ВВС России два первых серийных истребителя. 5 декабря они совершили самостоятельный перелёт в Государственный лётно-испытательный центр (ГЛИЦ) им. В.П. Чкалова.
Вершина эволюции
Многоцелевой боевой самолёт Су-30СМ стал вершиной эволюции истребителей семейства Су-30. Он способен выполнять широкий спектр боевых задач на значительном удалении от базы, круглосуточно, всепогодно, в условиях информационного и огневого противодействия противника. Прекрасно отработанная и проверенная годами эксплуатации интегральная аэродинамическая компоновка (триплан с автоматическим отклонением переднего горизонтального оперения) в сочетании с управляемым вектором тяги двигателей АЛ-31ФП серии 01 обеспечивают устойчивый полет на больших углах атаки, выполнение ряда уникальных маневров в ближнем воздушном бою и хорошие взлётно-посадочные характеристики.
Экипаж из двух человек, существенный запас топлива и возможность дозаправки в воздухе значительно расширяют диапазон боевого применения: от завоевания превосходства в воздухе, прикрытия войск и объектов инфраструктуры от ударов с воздуха, изоляции района боевых действий с нанесением ударов по наземным и надводным целям до дальних перехватов, длительного патрулирования и сопровождения. Бортовое оборудование позволяет решать задачи противодействия системам РЭБ, обеспечивать дальнее обнаружение и оперативное управление группой самолётов. Кроме того, самолёт может использоваться для переучивания и тренировки летного состава.
Интегрированный радиолокационный прицельный комплекс, основу которого составляет БРЛС Н011М «Барс» с фазированной антенной решеткой, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и одновременно атаковать до четырёх из них. Он дополнен интегрированным оптико-электронным прицельно-навигационным комплексом с лазерной инерциальной системой и системой спутниковой навигации. Возможности обнаружения и поражения малоразмерных наземных целей расширяются за счёт установки контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой. Система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле и многофункциональные жидкокристаллические цветные индикаторы с возможностью микширования изображения, дают экипажу высочайший уровень ситуационной осведомлённости.
Система автоматического управления обеспечивает автоматизированный полёт на различных режимах, включая полёт на малой высоте, во время индивидуального и группового боевого применения, подход к цели, возврат на аэродром и заход на посадку.
Самолет оснащён встроенной пушечной установкой ГШ-301 (боезапас 150 патронов), боевая нагрузка общей массой до 8000 кг размещается на 12 узлах наружной подвески. Широкий спектр вооружения обеспечивает поражение воздушных целей (в том числе с малой радиолокационной заметностью) в ближнем бою и на дальних дистанциях, поражение наземных и надводных объектов в тактической и оперативной глубине обороны противника при помощи управляемого и неуправляемого оружия. Самолет способен применять ракеты «воздух-воздух» ближнего и среднего радиуса действия с инфракрасной и радиолокационной системами наведения (Р-27Р1, Р-27Т1, Р-73Э и РВВ-АЕ), управляемые ракеты «воздух-поверхность» с телевизионной системой наведения, противокорабельные и противорадиолокационные ракеты (Х-59МЭ, Х-31А, Х-31П, Х-29Т и Х-29Л), управляемые и неуправляемые бомбы (КАБ-500Кр, КАБ-1500Кр, ОФАБ-100-120, ОФАБ-250-270, ФАБ-500Т, ФАБ-500М62, БЕТАБ-500, П-50Т, РБК-500), неуправляемые авиационные ракеты (С-8КОМ, С-13Т, С-13-ОФ, С-25ОФМ-ПУ).
На службе в армии и флоте
МО России подписало контракты на постройку 116 самолётов Су-30СМ: 88 для ВКС России и 28 для Морской авиации ВМФ России. Иркутский авиационный завод построил для МО России два самолёта Су-30СМ в 2012 году, 14 — в 2013 году, 21 — в 2014 году, 27 — в 2015 г году, 19 — в 2016 году, 17 — в 2017 году и 14 — в 2018 году. Распоряжением Президента Российской Федерации от 12 января 2018 году многофункциональный истребитель Су-30СМ был принят на вооружение ВКС России. Самолёты эксплуатируются в авиационных полках, дислоцированных от Крыма и Калининграда до Североморска. Су-30СМ стал вторым по численности (более сотни) боевым самолётом, поставленным Вооруженным Силам России в постсоветский период (первым был фронтовой бомбардировщик Су-34).
Боевое крещение Су-30СМ получил в Сирии. Глава «ОАК» Юрий Слюсарь отметил, что многоцелевой истребитель Су-30СМ очень хорошо зарекомендовал себя в ходе эксплуатации в различных условиях, как в нашей стране, так и за рубежом: «Он блестяще показал себя при выполнении боевых задач в Сирии. В реальных боевых условиях Су-30СМ наглядно продемонстрировал высокие лётно-технические характеристики и широкие боевые возможности». Самолёты Су-30СМ успешно защищают и границы России. 29 мая 2020 года, например, истребители Су-30СМ из состава 43-го Севастопольского Краснознаменного отдельного морского ШАП авиации Черноморского флота с аэродрома Саки перехватили над Черным морем два стратегических бомбардировщика В-1В, базовый патрульный самолёт P-8A и самолёт радиолокационной разведки Sentinel R.1 ВВС Великобритании.
Экспортный товар
Отлаженное серийное производство позволило не только создать надёжную и эффективную боевую машину, но и обеспечить приемлемую стоимость самолёта, что быстро оценили в бывших советских республиках. В 2014 году Казахстан заключил контракт на поставку четырех истребителей, в декабре 2015 года — на восемь, а в августе 2017 года Россия и Казахстан подписали рамочный трехлетний контракт на поставку еще 12 самолётов Су-30СМ. Уже в апреле 2015 года 604-я авиационная база Сил Воздушной обороны (СВО) Казахстана в Талды-Кургане получила первые четыре самолёта, в декабре 2020 года восемь самолётов поступили на вооружение 610-й авиационной базы СВО Казахстана в Караганде.
В июне 2017 года Беларусь договорилась о закупке 12 истребителей Су-30СМ. Окончательный контур трёхлетнего договора был согласован в ходе 9-й Международной выставки вооружения и военной техники MILEX-2019 в Минске, а в ноябре 2019 года первые четыре самолёта прибыли в 61-ю истребительную авиационную базу ВВС и войск ПВО (Барановичи).
Предметный интерес к истребителю Су-30 армянские военные начали проявлять еще в 2010 году. В 2012 году Москва и Ереван подписали рамочное соглашение, предусматривающее поставку 12 истребителей, но оно так и не вступило в силу из-за финансовых трудностей заказчика. В июне 2018 года на аэродроме Эребуни Су-30СМ продемонстрировали премьеру Николу Пашиняну, который даже посидел в кабине самолёта. «Су-30СМ — один из лучших истребителей мира» — прокомментировал господин Пашинян свою фотографию в истребителе в социальной сети Facebook. По итогам серии переговоров в январе 2019 года стороны подписали контракт на поставку четырех самолётов, а в декабре новые машины прибыли в аэропорт Ширак в Гюмри. В марте 2020 года лётчики ВВС Армении, до этого проходившие подготовку в России, совершили первые полёты на своих истребителях Су-30СМ.
В августе 2017 года делегация высокопоставленных узбекских силовиков посетила Иркутский авиационный завод, после чего заявила о желании обладать истребителями Су-30СМ. Однако в контракт это желание до сих пор не переросло. В апреле 2020 года министерство обороны Азербайджана сообщило о визите своей делегации в Россию, где она ознакомилась с истребителем Су-30СМ. Представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Мария Воробьева подтвердила, что российская сторона готова к переговорам с Азербайджаном о продаже боевых самолётов.
Первым заказчиком самолёта из дальнего зарубежья может стать Мьянма. Договоренность о покупке этой страной шести истребителей Су-30СМЭ была достигнута в ходе визита Министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу в Нейпьидо в январе 2018 года. Заместитель министра обороны Александр Фомин отметил, что именно эти истребители могут стать основными боевыми машинами ВВС Мьянмы «для защиты территориальной целостности страны и отражения террористических угроз».
В июне 2020 года Государственный секретарь США Майк Помпео в своем аккаунте в Twitter опубликовал устрашающую инфографику с радиусами боевого применения истребителей Су-30СМ и J-10. По мнению Государственного департамента США, такие самолёты может приобрести Иран после отмены запрета на поставки вооружения и военной техники, подпадающей под учет Регистра обычных вооружений ООН. Срок запрета истёк 18 октября 2020 года.
Теперь сходитесь
Вполне вероятно, что обновление парка ВКС и Морской авиации России в ближайшие годы будет проходить в первую очередь истребителями семейства Су-30СМ, чему способствует модернизация самолёта. Модернизация Су-30СМ, которая проводится по заданию МО России совместно с ОКБ «Сухого», подразумевает наращивание боевых возможностей: увеличится дальность обнаружения и распознавания воздушных целей, появятся новые высокоточные средства поражения целей на большем расстоянии. Окончание работ по разработке модернизированного варианта было запланировано на конец 2020 года.
Опытно-конструкторская работа «Адаптация-Су» по модернизации истребителей Су-30СМ началась в 2015 года. Планировалось оснастить самолёт двигателями, унифицированными с Су-35, дополнить арсенал вооружения, обновить вычислительную систему и бортовой комплекс обороны, а иностранные компоненты заменить отечественными. Самолеты получат новую тяжелую ракету «воздух-поверхность», созданную Государственным машиностроительным конструкторским бюро (ГосМКБ) «Радуга» имени А.Я. Березняка. Это радикально повысит возможности истребителя, позволив ему поражать надводные и наземные цели на расстоянии до 1000 км. При этом потребуется замена РЛС Н011М «Барс» на Н035 «Ирбис».
В 2017 году "в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации, а также в целях унификации двигателей с поставляемым в строевые части ВКС МО РФ самолётом Су-35С, Корпорация «Иркут» и Компания «Сухой» совместно с «ОДК-УМПО» проводили ОКР по модернизации самолета Су-30СМ с установкой двигателя АЛ-41Ф-1С. «ОДК-УМПО» разрабатывало проект унификации двигателя для самолетов семейства «Су». «Самолёт должен получить двигатели нового поколения, которые обеспечат при лучших характеристиках меньшую цену эксплуатации... Все эти меры продлят жизнь самолёту Су-30СМ. Мы надеемся, что самолёт будет востребован еще многие годы» — сказал Ю. Слюсарь.
30 января 2019 года Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу посетил Иркутский авиационный завод, где ему впервые продемонстрировали модернизированный истребитель Су-30СМ. Начальник монтажно-испытательного производства ИАЗ Андрей Балчугов сообщил министру, что самолёт Су-30СМ прошел комплекс доработки и наземных проверок, в 2019 году предприятие передаст четыре истребителя в ОКБ. К лётным испытаниям подготовлены три машины. После завершения испытаний технические усовершенствования могут внедряться при постройке новых истребителей Су-30СМ или при их капитальном ремонте, который также планируется проводить на ИАЗ.
12 августа 2020 года С. Шойгу снова проверил выполнение Гособоронзаказа на Иркутском авиационном заводе корпорации «Иркут» и состояние работ по модернизации истребителей Су-30СМ. «Мы приняли решение и подпишем в этом году, дополнительно к имеющимся, два государственных контракта..., по которым будут построены 21 истребитель Су-30СМ2 и 25 учебно-боевых самолётов Як-130», — сказал министр.
8 сентября 2020 года «Известия» сообщили, что первый полет истребителя Су-30СМ2 должен состояться до конца года, и что в перспективе до уровня СМ2 планируется полностью довести все имеющиеся на вооружении самолёты Су-30СМ. Сведения о начале лётных испытаний относятся к февралю 2021 года. Наконец, в августе 2021 года «Известия» обновили информацию по проекту, сообщив, что модернизация первых самолётов стартует уже в декабре 2021 года, а в конце 2022 года испытания Су-30СМ2 будут завершены. При этом, наряду с модернизацией ранее поставленных Су-30СМ, Минобороны будет заказывать и самолёты нового производства.
Опыт США
Смена поколений основных тактических истребителей в США происходит по достаточно сложному сценарию. Создав первый в мире истребитель пятого поколения F-22, освоив крупносерийное производство лёгкого истребителя F-35, и даже запустив работы по истребителю шестого поколения, американцы не торопятся отказываться от проверенного F-15. Более того, именно эти машины, но в осовремененном варианте F-15EX, должны стать основой парка как минимум до 2040 годов. Поставка первого такого самолёта осуществлена в марте 2021 года, ещё шесть машин ВВС США получат в 2023 финансовом году. Всего же ВВС США запланировано приобретение 144 двухместных многоцелевых машин, в то время как в контракте, подписанном в прошлом году, речь идёт о численности «до 200 машин».
F-15EX будет иметь расширенные боевые возможности за счёт применения более мощного двигателя GE-F110-129, нового БРЭО. Он сможет нести больше авиационных средств поражения, предусмотрено до 23 узлов подвески. В то же время закупочная стоимость самолёта не превзойдёт $80 млн, а стоимость лётного часа — $27 тыс. Таким образом, F-15EX станет очевидным шагом вперёд относительно F-15E, не говоря уже о более возрастных F-15C/D, которые ему предстоит сменить. Но и в сравнении с F-35 эта машина будет иметь определённые преимущества. Во-первых, ощутимой будет разница в стоимости лётного часа. А во-вторых, тяжёлый истребитель будет существенно превосходить F-35 и по количеству ракет «воздух-воздух», и по возможности нести крупногабаритные боеприпасы, включая перспективные гиперзвуковые ракеты. Отметим, что сочетание малой заметности, внушительного арсенала вооружения, включая гиперзвуковое, и умеренную стоимость лётного часа американцы рассчитывают обеспечить только в шестом поколении своих истребителей.
Подводя итог, мы можем констатировать, что Су-30СМ2 — закономерный и рациональный ответ на запросы Минобороны России в части повышения боевых возможностей и сокращения стоимости лётного часа современных многоцелевых истребителей. Возможность привязки к борту Су-30СМ2 перспективных авиационных средств поражения, включая ракеты большой дальности, а также гиперзвуковые боеприпасы, сделает самолёт грозным противником для авианосных групп, в то время как ремоторизация, унификация по РЛС, ряду систем и агрегатов будет играть и на улучшение характеристик Су-30СМ, и на снижение эксплуатационных расходов из-за сокращения разнотипицы в комплектующих. Несомненно, семейство Су-30 не вечно, и часть задач, возложенных сегодня на этот самолёт, смогут более эффективно решать Су-57, перспективный Checkmate, при удержании стоимости самолёта в заявленных рамках, сможет конкурировать с Су-30СМ2 по величине издержек, а распространение как полноразмерных беспилотных авиационных комплексов, так и «лояльных ведомых», может и вовсе радикально изменить облик Воздушно-космических сил. Но на горизонте ближайших 15-20 лет ставка на Су-30СМ2 выглядит выигрышным решением.
Источник: aviaport.ru