Аэропорт Тобольска: долго запрягали, быстро построили

Аэропорт Тобольска: долго запрягали, быстро построили

Участники торжественной церемонии, посвящённой открытию нового аэропорта в Тобольске, неоднократно подчёркивали: проект реализован в рекордно короткие сроки, и даже эпидемия COVID-19, задержавшая начало строительства аэровокзального комплекса, не смогла превратить объект в долгострой. Но, как водится в России, быстрым победам предшествовали долгие сборы: о необходимости развития аэропортовой инфраструктуры в Тобольске президент России Владимир Путин заявил ещё в 2013 году. Тогда проработать вопрос о строительстве в Тобольске аэродрома было поручено Минтрансу России и «СИБУР-холдингу», при этом государство должно было возвести плоскостные сооружения, а аэровокзал и инфраструктура остались бы за частным инвестором. В итоге проект был реализован только после того, как почти 100% необходимых денежных средств — более 19 млрд рублей — вложил «СИБУР».

Долго запрягали

Вскоре после церемонии ввода в эксплуатацию аэровокзального комплекса аэропорта Тобольска Федеральное агентство воздушного транспорта России распространило пресс-релиз, в котором отметило, что «организация в Тобольске воздушного транспортно-пересадочного и грузового узла… будет в полной мере соответствовать Транспортной стратегии на период до 2030 года, а также целям, поставленным в Указе Президента России от 7 мая 2018 г. №204, в части повышения уровня экономической связанности территорий посредством расширения и модернизации инфраструктуры». Однако стоит вспомнить, что в 2013 году, задолго до майских указов, вопрос о строительстве этого аэропорта уже был поставлен президентом.

Масштабное совещание, посвящённое вопросу развития нефтехимической промышленности, приуроченное к церемонии запуска комплекса «Тобольск-Полимер», Владимир Путин провёл в Тобольске 15 октября. Тогда на мероприятии выступил председатель правления «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов, который озвучил пожелания, что можно было бы сделать для успешной реализации проекта. «…Нам бы очень хотелось, чтобы до города Тобольска с развитием нефтехимии и с развитием туризма можно было бы долететь, а не добираться несколько часов на автомобиле всем 16 тысячам строительных рабочих и многим тысячам туристов, которые в этот город устремятся», — сказал он среди прочего. Ответ президента последовал незамедлительно: «Хорошо. Давайте мы по поводу возможного строительства ВПП запишем как поручение проработать для Минтранса, но это нужно будет делать тогда совместно. ВПП может делать Минтранс, а аэровокзал и инфраструктуру тогда компания вместе с регионом». С тех пор много воды утекло и много полиэтилена выпущено на крупнейшем нефтехимическом комбинате: в 2019 году тобольский завод «ЗапСибНефтехим» дал первую продукцию, а 1 декабря 2020 года — вышел на полную мощность. Его строительство обошлось без прямого магистрального авиасообщения Тобольска с другими городами.

Причины того, что государство так и не построило ВПП, прозаичны: аэропорт небольшого сибирского городка не был в числе приоритетов, особенно на фоне дефицита бюджетных средств и реализации масштабных аэропортовых проектов, приуроченных к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Региональные власти, видевшие предназначение аэропорта в приёме туристических чартерных рейсов и рейсов в Тюмень, считали, что проект будет убыточным и потребует субсидий. «Необходимо понимать, что крупный аэропорт в Тобольске не будет рентабельным. Напротив, он будет убыточным, нам придется его субсидировать за счет бюджета», — приводила «Тюменская линия» слова тогдашнего главы Тюменской области Владимира Якушева.

К концу десятилетия, когда мега-завод был уже почти построен, «СИБУР» инвестировал средства в аэропортовый проект самостоятельно. И тут уже события завертелись стремительно.

Быстро строили

Вскоре после подписания распоряжения Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда в категорию земель специального назначения для размещения объектов аэропорта, на площадке начались работы. Как рассказал на церемонии открытия терминала отвечающий за инвестиционные проекты управляющий директор ООО «СИБУР» Борис Лим, «реальное строительство аэропорта началось в мае 2019 года». Тогда стартовала очистка будущей строительной площадки. А уже в июне того же года на площадку была мобилизована крупная строительная техника. «В пике строительства у нас здесь было свыше 2000 человек рабочих, около 800 единиц тяжёлой строительной техники, в том числе более 500 крупнотоннажных самосвалов, 60 экскаваторов, в том числе болотных, 30 бульдозеров и огромное количество другой техники», — перечислил он.

При строительстве из-под основания будущей ВПП вынуто 350 тыс. кубометров глины, была уложена подушка из песка, проложенная геотекстилем, изготовленным из полимерных материалов местного производства. Поверх уложены сотни тысяч кубометров щебня. Залита ВПП марочным цементобетоном толщиной 65 сантиметров. Всего во время строительства было замещено 1,5 млн кубометров грунта, завезено 1,8 млн кубометров песка, 300 тыс. тонн щебня. Чтобы залить 85 тыс. кубометров бетона, на месте запущено три бетонных завода, напомнил Б. Лим.

Аэродром имеет взлётно-посадочную полосу длинной 2400 метров и шириной 45 метров, имеющую коэффициент ровности 5,8 единиц (при среднем в России уровне около 3 и минимально допустимом 2,0). Индекс PCN равен 44 R/B/W/T, что позволяет принимать воздушные суда типов A321, Boeing 737-800, Ту-214, другие типы самолётов классом ниже, а также вертолёты всех типов. Перрон с шестью местами стоянок может одновременно разместить три магистральных самолёта и три вертолёта типа Ми-8.

Весь комплекс, включавший взлётно-посадочную полосу, рулёжные дорожки, перрон, лётное поле, периметровое ограждение, инженерные коммуникации и светосигнальное оборудование, был возведён за рекордно короткие 10 месяцев.

Параллельно вела работы на объекте и ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» («Госкорпорация по ОрВД»). Было поставлено и смонтировано технологическое оборудование, в том числе модульный командно-диспетчерский пункт, система посадки ILS 734, автоматический радиопеленгатор RDF 734, оборудование радиомаяка АРМ-150МА с МРМ-97МА, радиостанция «Фазан-19Р5». Монтаж оборудования произведен ООО «ЗапСибНефтехим» совместно с филиалом «Аэронавигация Севера Сибири». «Госкорпорацией по ОрВД» в радиотехническое оборудование и средства электросвязи из собственных средств было инвестировано почти 200 млн рублей. С 28 февраля по 07 марта 2020 году были выполнены лётные проверки оборудования, 10 марта прошли его приёмо-сдаточные испытания, а 16 марта оно было введено в эксплуатацию. Впоследствии проверка работы ILS-734 состоялась в июле 2021 года в рамках сертификационных испытаний. Было установлено, что параметры и характеристики радиомаячной системы инструментального захода ILS-734 на аэродроме Тобольск соответствуют требованиям, предъявляемым к ILS III категории ИКАО (отметим, что сам аэродром по III категории не сертифицирован). Установлено светосигнальное оборудование, включающее огни высокой интенсивности по курсу 26 и малой интенсивности — по обратному курсу.

Этап строительства посадочной площадки завершился приёмом 24 марта 2020 года первого технического рейса самолёта Ан-148 специального лётного отряда «Россия». Тогда же должен был стартовать второй этап проекта, связанный со строительством аэровокзального комплекса и необходимых служебных зданий и сооружений. СМИ уже заявляли о планах открытия нового аэропорта в 2020 году. Но пандемия новой коронавирусной инфекции скорректировала эти планы. В итоге первая свая в основание здания аэровокзала была забита 21 октября 2020 года, и прошло почти 11 месяцев, прежде чем были завершены работы по возведению терминала, административно-бытового корпуса, стоянки для автотранспорта, аварийно-спасательной, насосной станции, очистных сооружений, обустройству прилегающих территорий. Общая площадь зданий и сооружений оценивается в 15 тыс. кв.м., в том числе 5 тыс. кв.м. — сам терминал, и более 3 тыс. кв.м. — его полезная площадь.

Пропускная способность аэровокзального комплекса составляет до 200 пассажиров в час на вылет или на прилёт, либо 380 пассажиров — одновременно. Это соответствует обслуживанию оборотного рейса авиакомпании «Победа», воздушные суда которой рассчитаны на перевозку 189 пассажиров. При этом на входном досмотре и в секторе предполётного досмотра установлено по две линии, включающих интроскопы и арочные металлодетекторы, в секторе регистрации установлено четыре багажных стойки, плюс дополнительная стойка для приёма негабаритного багажа. Выдача багажа по прилёту производится на единственной багажной карусели. Непосредственно выход на посадку будет проводиться через два автобусных гейта, правда, в ближайшее время будет действовать только один выход на посадку.

«СИБУР» передал аэропорт «Ремезов» в доверительное управление Управляющей компании «Аэропорты Регионов» в середине июля 2021 года, ранее «Аэропорты Регионов» консультировали «СИБУР» по ряду вопросов, связанных со строительством аэропорта. В ближайшие пять лет управляющая компания будет отвечать за наземное обслуживание самолётов, поддержание технической готовности аэропорта, организацию пассажирских перевозок, а также привлечение авиакомпаний для развития сети регулярных рейсов в Тобольск. Генеральный директор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский заявил журналистам, что проектирование и строительство аэропорта проходило «с малой помощью» профильных экспертов, в целом в строительных вопросах «СИБУР» разобрался самостоятельно. Этим обстоятельством можно объяснить различия в облике объектов, созданных «Аэропортами Регионов», и «Ремезова». Тобольскому аэропорту присущи минимализм и предельная функциональность, простота форм и, пожалуй, недостаточное внимание к развитию неавиационной деятельности. По ощущениям, в накопителе едва достаточно места для комфортного размещения даже сотни пассажиров, не говоря уже о том, что в момент вылета рейса «Победы» там может присутствовать под две сотни человек. Соответственно, ожидать появления в стерильной зоне кафе с посадочными местами не приходится — есть только вендинговые аппараты, предлагающие снеки, прохладительные и горячие напитки. Единственное кафе — «Тобольский калач» — находится в зале ожидания. К другим сервисным объектам, с учётом размерности аэровокзального комплекса, претензий нет: небольшой бизнес-зал предлагает уютную мебель и комфортные условия ожидания, в туалетах достаточно кабинок, есть горячая вода. Комната матери и ребёнка, упаковка багажа и медпункт — всё это либо уже действует, либо будет запущено к началу регулярных рейсов.

Что касается создания уникального облика аэропорта, в Тобольске на все 100% разыграна карта Ремезова. Семён Ульянович Ремезов — личность неординарная, знаковая для Тобольска и для Сибири в целом. Картограф, архитектор, строитель, историк, художник, писатель — он внёс огромный вклад в изучение своего региона, его описание, составление подробных атласов. Главные исторические здания города созданы по его проектам и при его участии. Не удивительно, что три четверти проголосовавших горожан сделали выбор за присвоение аэропорту его имени. Роза ветров, которая неизменно располагалась на картах Ремезова, украшает сектор регистрации терминала. Она указывает время в пути до крупных городов, показывая разницу «было-стало». Там, где ранее на лошадях пришлось бы добираться добрую пару месяцев, теперь будет достаточно двух с половиной часов на самолёте. Специальная экспозиция, снабжённая аудиогидом, репродукции карт, составленных Ремезовым, портрет самого Семёна Ульяновича — всё это будет напоминать гостям аэропорта о выдающемся тоболяке. Вишенка на торте — трёхбуквенный код RMZ, присвоенный аэропорту «Ремезов».

Завершением проекта строительства аэропорта можно считать сентябрь 2021 года, когда Росавиация выдала сертификат соответствия аэродрома и свидетельство о государственной регистрации аэродрома. Кроме того, ООО «Оператор Тобольск» получило сертификаты оператора аэродрома гражданской авиации и авиационной безопасности, а также свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

На разных этапах стоимость проекта оценивалась от 12 до 15 млрд рублей, предварительная оценка инвестиций «СИБУР» — 8,8 млрд рублей. Однако в ответ на вопрос о масштабе вложений в аэропорт председатель правления, генеральный директор ООО «СИБУР» Михаил Карисалов назвал гораздо более крупную сумму. «СИБУР» оплатил практически 100% расходов, более 19 млрд рублей составил бюджет всего этого комплекса", — заявил он. Свою лепту в реализацию проекта внесло правительство Тюменской области, вложив порядка 250 млн рублей в строительство подъездной дороги.

Отметим, что аэропорт «Ремезов» находится около деревень Иртышатские Юрты и Маслова, в 16 км от центра города (по прямой), по автодорогам расстояние составляет порядка 28 километров. С учётом свободных дорог добраться можно будет за 30-40 минут. Движение общественного транспорта пока не запущено, однако на привокзальной площади будет обустроена автобусная остановка. Что касается работников аэропорта (сейчас в «Ремезове» трудоустроено 157 специалистов, преимущественно местных жителей), для них организованы маршруты служебных автобусов. И, как уже упоминалось ранее, в 200 млн рублей оценены инвестиции ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Цель — нарастить пассажиропоток

Авиация пришла в Тобольск ещё в середине прошлого века. В районе деревни Медянки Татарские была обустроена посадочная площадка, способная принимать самолёты Ан-2 и вертолёты. Авиакомпания «ЮТэйр — вертолетные услуги» активно использовала эту площадку, перевозя ежегодно по несколько десятков тысяч пассажиров, преимущественно вахтовиков. Однако строительство аэропорта открывает новые возможности как для жителей города, так и для туристов и деловых путешественников.

Первый регулярный пассажирский рейс выполнит авиакомпания «Победа» из столичного аэропорта «Внуково» в субботу, 16 октября. Расписание, заявленное на ближайшее время, не отличается удобством. Вылет из Москвы в субботу, согласно данным на сайте перевозчика, в 00:30, с прилётом в Тобольск в 05:30, конечно, позволит туристу с утра приступить к осмотру достопримечательностей. Вернуться домой можно рейсом в понедельник с вылетом в 06:00, и уже в 07:15 получится прибыть во «Внуково», после чего отправиться на работу. Но путешествие «красных глаз» привлечёт не каждого туриста. Впрочем, то же расписание для работников компании «СИБУР» удобнее: в понедельник рано утром прибытие в Тобольск, а утром в субботу, по окончании трудовой недели, возвращение на уикэнд домой. За две с половиной недели до начала полётов в продаже билеты по цене от 2499 рублей. Евгений Чудновский отметил, что «Победа» рассчитывает последовательно увеличивать частоту полётов. «Пока статистики по полётам нет, авиакомпании очень настороженно подходят [к планированию полётов в Тобольск - "АвиаПорт"]. „Победа“, которая будет летать с 16 числа на „Внуково“, сначала [внесла в расписание - "АвиаПорт"] две частоты, потом три частоты», — сказал он. С 2022 года полёты планируются по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам.

О планах полётов в Тобольск из Москвы уже в зимнем расписании 2021—2022 годов заявляла авиакомпания «Ютэйр», однако пока в системах бронирования рейсов по этому направлению нет. Но, с учётом роста интереса к новому аэропорту, Е. Чудновский рассчитывает на доведение частоты сообщения Тобольска со столицей до ежедневной.

Старт полётов авиакомпании Red Wings из Екатеринбурга намечен на 21 октября, еженедельно будет выполняться два рейса, в понедельник и четверг. Заявленная минимальная цена — от 1665 рублей. По понедельникам вылет из Екатеринбурга в 11:30, по четвергам — в 09:30. Продолжительность полёта 1 час 25 минут. Время оборота в «Ремезове» — 1 час. О планах открыть сообщение с Тобольском из Санкт-Петербурга и Новосибирска заявили «Аэрофлот» и S7 Airlines, однако пока в системе бронирования этих рейсов нет.

По словам Марии Медведевой, управляющего директора ООО «СИБУР» по бизнес-процессам, общекорпоративным сервисам и корпоративному управлению, в проработке находится программа полётов на 2022 год и последующие периоды. «Надеемся, что появятся рейсы в южных направлениях: Анапа, Симферополь, Сочи. Эти рейсы, в том числе, были согласованы в рамках федеральной программы субсидирования перевозок, которая способствует развитию аэропортовой деятельности, внутренних перевозок, и делает доступными билеты, перелёты для жителей городов», — заявила она. От авиакомпании «Ютэйр» Е. Чудновский ожидает открытия в 2022 году полётов в северном направлении — в Сургут и Нефтеюганск. Сведения о заявках авиакомпаний и регионов по выполнению субсидированных перевозок в рамках постановления правительства 1242 пока отсутствуют.

Ближайшие перспективы аэропорта по годовому пассажиропотоку озвучены на уровне 100 тыс. пассажиров. Сходные мнения высказали губернатор Тюменской области Александр Моор и Евгений Чудновский. Глава Росавиации Александр Нерадько куда как оптимистичнее: «я думаю, что в самое ближайшее время мы увидим здесь миллионного пассажира», — заявил он, напомнив, что в Тобольске проживает свыше 100 тыс. жителей, а местные предприятия генерируют большой пассажиропоток (до 400 тыс. человек), прибывающий и убывающий наземным транспортом. А. Нерадько пожелал оператору аэропорта перейти на 24-часовую работу (в ближайшее время «Ремезов» будет принимать и отправлять рейсы с 08 до 17 часов), чтобы воплотить этот показатель в жизнь. Сотрудники «Аэропортов Регионов», ответственные за информационное наполнение сайта «Ремезова», приняли это пожелание всерьёз, поэтому в строке «пропускная способность» указали 3,3 млн пассажиров в год.

Аэропорт Тобольска — уникальный для современной России пример, когда свою современную воздушную гавань получил город с населением в 100 тыс. человек. Аэропорты «в чистом поле», рассчитанные на приём магистральных самолётов, уже строились в Ростове-на-Дону и Саратове. Есть и примеры строительства, по сути, корпоративных аэропортов «Бованенково» и «Сабетта», которые обслуживают Бованенковское месторождение и проект «Ямал-СПГ». У каждого из таких проектов — своя экономика. «Платов», с его высоким пассажиропотоком, безусловно окупается. Экономика аэропорта «Гагарин», с учётом не самого высокого спроса на полёты в Саратовской области, выглядит гораздо менее привлекательно. Корпоративные аэропорты вообще не предназначены для зарабатывания — они лишь минимизируют логистические издержки за счёт того, что существенно сокращают дорогое вертолётное плечо, частично замещая его перевозкой на магистральном самолёте с минимальной себестоимостью.

«Ремезов» может стать рентабельным для «СИБУР» проектом, но для этого нужно выполнить два условия. Первое — существенно нарастить пассажиропоток. По оценке Е. Чудновского, операционная рентабельность оператора аэропорта возможна уже при обслуживании 300 тыс. пассажиров в год. Чтобы выйти на эти показатели, помимо высокочастотной авиасвязи с четырьмя крупнейшими хабами страны понадобятся прямые рейсы по курортным направлениям, а значительную часть спроса на перевозки должны формировать не работники «СИБУР» и местные жители, а туристы, для которых в Тобольске, по словам А. Моора, будет построено три новых гостиницы. Второе условие окупаемости связано с тем, что «СИБУР» рассчитывает вернуть часть вложений за счёт продажи инфраструктурных объектов. «Мы рассчитываем, что часть этих средств [инвестированных в строительство аэропорта - "АвиаПорт"] будет „СИБУРу“ компенсирована за счёт продажи, передачи части инфраструктуры федерации, возможно и другим собственникам», — отметил М. Карисалов. В условиях профицитного бюджета, и до тех пор, пока Россия не взяла на себя обязательств по проведению очередного спортивного события мирового уровня, шанс включить Российскую Федерацию в это государственно-частное партнёрство не выглядит призрачным.

Источник: aviaport.ru

Добавить комментарий